Рост пандемии, хотим — не хотим, влечёт за собой падение предпринимательства и крайнюю степень такого падения — ликвидацию фирм. В самом деле, незачем ждать банкротства, проще и умнее ликвидировать бизнес вообще и спасти для собственников хоть что-нибудь: деньги, недвижимость, технологическое имущество и т. п. Тем более, нынешнее правительство (в отличие от прошлого) сохранить рабочие места не помогает и потому сократить работников надо пока есть деньги для полного с ними расчёта.
При этом может возникнуть подоходный налог, а может и не возникать, если распределяемое между собственниками имущество не превышает взносов в капитал. Но, совершенно неожиданно, часто-густо при ликвидации коммерческих структур появляются проблемы, когда собственники с удивлением узнают, что сумма безналогового распределения имущества оказывается ниже (часто намного), чем были реальные взносы участников в капитал.
Эти неожиданные и — на первый взгляд — труднообъяснимые несоответствия возникают, как правило, в тех коммерческих структурах, где взносы в капитал производились в 2000-х годах (то есть уровень капитала поднимался несколько раз) или однажды, но по небрежности руководства фирмы или лени работников, ведущих финансовый и налоговый учёт, что не отражалось в налоговой декларации.
По действующим нормам взносу в собственный капитал от пайщиков или акционеров должно было сопутствовать: оформленное решение собственников; приложенные к записи о внесении взноса банковское подтверждение взноса и (если оформлялись) нотариальные договора о передаче имущества. Взнос должен был отражаться в бухгалтерском учёте. Также сумма взноса должна была декларироваться в приложении 7 декларации TSD (строка 7040).
Печальная практика прошлого и нынешнего года показывает, что как раз эта последняя формальная запись часто не выполнялась бухгалтерами (в чьи функции, как правило, входит заполнение TSD). Иногда по лени, часто по незнанию, но указанная строчка оставалась пустой, поскольку никаких санкций за этим не следовало. По крайней мере, до того момента, когда фирма ликвидируется и происходит делёж имущества (либо оно переходит единственному собственнику) и когда неожиданно выясняется, что реальный размер капитала выше, чем отраженный в налоговых декларациях. То есть взносы в капитал были. Есть о том банковские документы. В учёте бухгалтерском всё отражено. А — казалось бы — пустая формальность не выполнена: взнос не задекларирован в приложении 7 к TSD. И налоговая служба никаких объяснений не признает, разрешая без налога получить имущество в пределах декларированных сумм. Особенно часто проблем такого рода возникают, когда капитал увеличивался за счёт необложенной прибыли (после 2000 года).
Код 7020 следовало заполнить в декларации за январь 2015 года. А исправления и дополнения подать невозможно, если с момента необходимого декларирования прошло более трёх лет. Так гласит закон. То есть всё, что не было отражено к январю 2015 года можно было исправить к 10 февраля 2018 года. А после того изменения уже не срабатывают.
Скандалы по этому поводу следовали один за другим, пока ситуацию с попыткой исправить декларацию позже не рассмотрел Госсуд 12 мая 2020 года (дело № 3-18-989). И надо отдать Госсуду должное. В его решении сказано: „при назначении налога учитывается взнос в собственный капитал, даже если он не был задекларирован, но доказателен документально“. Но это решение не означает, что можно не беспокоиться и продолжать наплевательски относится к соответствию фактического положения дел и отражению его в налоговой декларации. Декларирование уже не исправить. Но хотя бы надо привести в порядок документы доказывающие взносы в капитал.
Мало ли когда придётся распределять имущество. Кстати сказать, не обязательно это произойдёт при ликвидации. Ведь капитал может уменьшаться и без полной ликвидации фирмы.
Как говорится, бережёного бог бережёт. Потому, проверьте, что творится у вас, уважаемые господа предприниматели. Мало ли как пойдут дела в нынешнее непростое время. На всякий случай посмотрите, что сказано в уставе по поводу увеличения капитала. И отражено ли увеличение его в Коммерческом регистре. Цена вопроса может оказаться не маленькой.
Владимир Вайнгорт, д. э. н.,
научный руководитель клуба „Кардис“
Печатается по публикации в газете „Деловые ведомости“ от 17.11.2021