Коронавирусом, будь он неладен, болеют по-разному. Кто тяжело, а кто — не очень. Некоторые вообще не болеют, а отсиживают карантин. И в большинстве случаев все получают от семейных врачей листок о временной нетрудоспособности. По всем нормативным документам судя (где речь идёт об этом листке) у него две функции: во-первых, это вполне достаточное свидетельство для работодателя, что работник не загулял, а заболел, и потому работать не может; во-вторых, на основании такого листка заболевшему работнику выплачивается семидесятипроцентная компенсация потери заработка из-за болезни. Частично платит компенсацию работодатель (в первые несколько дней болезни) и может платить даже стопроцентную компенсацию. А с пятого дня платит Больничная касса. Но не в этом проблема. Она возникает по той причине, что довольно часто по домам сидят люди, не ощущающие себя больными и потому выполняющие работу в удалённом режиме. Особенно это касается членов правлений, которые, чаще всего, вполне могут руководить бизнесом с помощью интернета. А поскольку они реально работают, то обоснованно считают возможным получать полагающуюся им плату за труд. Не отказываясь при этом от денег из Больничной кассы — больничный лист ведь имеется.
Многие бухгалтеры обращаются сейчас к нам с просьбой объяснить их руководителям, что больничный лист не свидетельство для выплаты премии, а всего лишь право на компенсацию потери заработка. И если потери нет, то и компенсировать нечего. Совершенно верная точка зрения, опирающаяся на прямую норму закона о медицинском страховании, в первой части пятидесятой статьи которого сказано: „Возмещение по временной нетрудоспособности — это денежная компенсация, которую Больничная касса выплачивает на основании листа нетрудоспособности застрахованному лицу, у которого из-за временного освобождения от трудовых или служебных обязанностей или от хозяйственной или профессиональной деятельности возникает неполученный облагаемый персонифицированным социальным налогом доход“. То есть основанием для выплаты является не само по себе освобождение от работы, закреплённые врачом в форме т. н. больничного листка, а факт потери заработка по причине заболевания. Первое можно квалифицировать как необоснованное обогащение и здесь вполне применима соответствующая норма обязательственно-правового закона, а второе касается той части выплаты компенсации, которую делает предприятие без уплаты социального налога (исходя из того, что выплачивается компенсация). Но если потери заработка нет, то выплата за несколько рабочих дней — это обыкновенная доплата, которая подлежит полному налогообложению.
Вряд ли всё это для большинства руководителей фирма „открытие Америки“. Просто велик соблазн получить дополнительную (хоть и небольшую) доплату без налогообложения. Как сказал мне знакомый предприниматель — приведи пример, чтобы выплаты по больничному листку отозвали. Честно скажу: такого случая не знаю. Неприятности по поводу одновременной платы за труд и компенсации по болезни, которые сполна получил пару лет назад председатель Нарвского горсобрания, вряд ли применимы к бизнесу. Там инициатором скандала выступила прокуратура и цель состояла совсем не в стремлении возвратить Больничной кассе незаконно выплаченные ею деньги.
Но кто сказал, что Больничная касса не устроит тотальную проверку выплат по листкам временной нетрудоспособности в связи с коронавирусом? И не пойдёт с десятками (а то и сотнями) дел в суды, опираясь на норму второй части шестидесятой статьи уже упомянутого закона о медицинском страховании, где сказано: „Если застрахованное лицо или лицо, за которым ухаживают, выполняет во время временной нетрудоспособности трудовые или служебные обязанности или занимается предпринимательством, лицо утрачивает право получать возмещение за временную нетрудоспособность, начиная со дня исполнения трудовых или служебных обязанностей или занятия предпринимательством“.
Всё же бестолковы наши законодатели. Совершенно незачем вводить в искушение множество людей, создав двусмысленную ситуацию с этими больничными компенсациями. Стоит чуть-чуть изменить механизм выплат от Больничной кассы и не надо будет господам предпринимателям решать задачу морально-правового выбора: поступить по закону, отказавшись от получения компенсации, если осуществляется выплата за труд во время болезни, или взять деньги из двух источников (как делает сегодня большинство), чтобы не чувствовать себя глупой белой вороной. Пока эту дилемму каждый предприниматель решает для себя сам, в меру собственной законопослушности.
Владимир Вайнгорт, д. э. н.,
научный руководитель клуба „Кардис“
Печатается по публикации в газете „Деловые ведомости“ от 15.12.2021