„Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется“ — в этом с Тютчевым согласится каждый автор любых публикаций в СМИ. Кроме тех, которые пишут о денежных делах квартирных товариществ (не к ночи будут помянуты). Тут отклик гарантирован. И письма напишут, и позвонят. Независимо от позиции автора статьи, примерно половина откликнувшихся скажет, что деньги тратить надо, и столько же, что — ни в коем случае. Обе стороны опираются, как правило, только на эмоции. Но недавно пришло мне письмо поразительное по профессионализму и глубине понимания „товарищеских“ проблем.
Аргументы Анатолия Гладкова
Ничего кроме имени и фамилии автора письма не знаю. Но понимаю, он, как говорится, владеет вопросом и умеет осуществлять системный анализ доступных ему данных. Его выводы базируются на сравнении статистики в натуральных и денежных показателях по трём однотипным домам. Одно здание (на улице Выру, 2) не подверглось реновации. А в расположенных рядом домах на улице Выру, 1 и улице Я. Коорти, 30 произведены улучшения. В первом — утеплён фасад. Во втором — утеплён фасад и переделана отопительная система (заменена на двухтрубную). Работы оплачены с помощью кредитов. Комплексное рассмотрение результирующих данных по всем трём зданиям „позволяет количественно оценить такие важные составляющие использования кредита как годовой экономический эффект и срок окупаемости кредита“. Исходными данными, которыми он пользуется для расчётов, стали показания теплосчётчиков домов и их (домов) полезная площадь. Исходя из потребления тепла на квадратный метр полезной площади Анатолий Гладков составил таблицу сравнения по домам на ул. Выру, 1 и Выру, 2 за ноябрь, декабрь 2020 года и январь, февраль 2021 года, где показал экономический эффект за каждый месяц в процентах. Среднемесячный эффект утепления фасада составил 15 %. В другой таблице он провёл сравнение потребления тепла и денег в реновированном доме по адресу Я. Коорти, 30 против неизменённого дома по улице Выру, 2. В этом случае данные приведены с октября 2019 года по сентябрь 2020 года. Высчитана разница в оплате за тепло, экономия в евро при оплате отопления и снова — экономический эффект. За отопительный сезон 2019–2020 годов экономия составила 22 938,70 евро или по 26,8 % среднемесячно. Вроде бы это и есть „цена победы“. Но не будем торопиться с выводами. Учитывая такую экономию (25–28 % в доме, где проведена реконструкция), а также учитывая, что если товарищество берёт кредит 600 000 евро под 2,5 % годовых, срок окупаемости по расчёту Гладкова составит 30–32 года (!). Общий вывод автора письма: нет ни существенной экономии денег (поскольку эффект снижения теплопотерь съедает возврат кредита), ни разумной окупаемости инвестиций в реконструкцию таких зданий.
Цель письма его автор видит в просвещении с моей помощью квартирособственников, которых втягивают в бессмысленное долговое ярмо, положительный эффект от чего не наступит в течение жизни поколения инвесторов, если наступит вообще (поскольку все расчёты делались из неизменяемости цены тепла).
Зачем нам лапша на ушах?
Пессимистическую оценку радикальной реновации советских типовых „панелек“ Анатолия Гладкова можно дополнять или уточнять. Но главный его посыл абсолютно точен. Большие (а для кого-то гигантские) деньги выбрасываются на ветер. Сберегая время читателей и экономя газетную площадь — не стану разворачивать тяжёлую артиллерию доводов на этот счёт. Позволю себе простой и вряд ли вызывающий протест совет уважаемым членам квартирных товариществ, которые окажутся объектами маркетингового наступления со стороны апологетов денежных затрат на переделку жилых зданий: представителей малопонятной структуры под названием „Кредекс“ и вполне понятным по их устремлениям представителей банков, которые (при поддержке домовых начальников) шастают по „товарищеским“ собраниям и соблазняют аудиторию не менее активно, чем развратники-педофилы неопытную молодёжь. Совет прост. Задайте всем, кто заталкивает вас в расходы на повышение теплосбережения, несколько вопросов.
Первый из них: даже с учётом финансовой поддержки „Кредекс“, сколько лет владельцы квартир будут погашать кредит и платить проценты, если на эти цели будут направляться ровно те деньги, что сэкономятся после реконструкции дома (по Гладкову, например, 25–28 % от действовавшей до того стоимости тепла)? По имеющимся у меня данным, около 20 лет и больше (если реновация включает и принудительную вентиляцию).
Второй вопрос: если 20 (или около того) лет квартплата не снизится, то откуда у инициаторов инвестиций берётся уверенность, что цена отопления за 20 лет не станет дороже? При наших темпах инфляции, росте зарплат и действии других факторов. А если вырастет, то какой темп роста закладывается в расчёт возврата кредита?
Третий вопрос: откуда берутся данные, что за 20 лет не придётся менять (и значит платить) рекуператоры и другую технику? Или её изготовители создали вечные двигатели?
Четвёртый вопрос: откуда взята информация, что за 20–30 лет не изменятся полностью системы отопления жилья? То есть установленный в Евросоюзе (и в Эстонии) переход на зелёную (возобновляемую) энергетику поменяет всю сферу отопления кроме жилья (по-прежнему будут коптить небо котельные и по трубам через весь город будут литься потоки горячей воды).
И, наконец, пятый вопрос: пусть агитаторы предъявят документ от городской власти, что в радикально меняющемся городском пространстве через 20 и 30 лет останутся островками советского прошлого дома, которые возвращают кредиты банкам, а опыт Берлина, Москвы, Парижа, а также таллинский опыт рециклинга целых районов обойдёт стороной такие дома (которые в таком случае превратятся в островки гетто).
Если полученные ответы удовлетворят уважаемых читателей — флаг им в руки. Вперёд и с песнями. А если лапша, которую вешают нам на уши Кредекс и Ко не удовлетворит разумных людей (даже не столь продвинутых в экономике как Анатолий Гладков), то адресуйте агитаторов известно куда.
Кстати сказать, скоро будет встречаться с избирателями вице-мэр Таллина по строительству Эха Вырк, большая сторонница реновации домов. Задайте ей те же вопросы.
Владимир Вайнгорт, д. э. н.,
член правления Балтийского института жилищной экономики и политики
Печатается по публикации в газете „МК-Эстония“ от 11.08.2021